Эмоциональный интеллект как фактор развития гибких навыков старшеклассников
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-7-26Ключевые слова:
гибкие навыки, старшеклассники, мета навыки, успех, корреляция, эмоциональный интеллект, компетенции.Аннотация
В условиях модернизации образовательной системы и возрастания требований к личностным и профессиональным качествам обучающихся, эмоциональный интеллект становится ключевым фактором формирования гибких навыков (soft skills) у старшеклассников. Целью данного исследования стало выявление взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и развитием гибких компетенций обучающихся старших классов. Научная значимость работы заключается в обосновании роли эмоционального интеллекта как метакомпетенции, способствующей успешному развитию когнитивных, поведенческих и коммуникативных умений, необходимых в учебной и социальной сферах. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов для организации программ развития эмоционального интеллекта в школьной среде.
Методология исследования включала системный подход, использовались методики Н. Холла, Нюттена, контент-анализ, факторный и регрессионный анализы с применением пакета Statistica 6.0. Эксперимент охватил 40 старшеклассников, разделённых на контрольную и экспериментальную группы. Результаты показали, что у большинства учащихся наблюдается низкий уровень развития эмоционального интеллекта, однако после целенаправленного воздействия в экспериментальной группе отмечается рост всех компонентов EI: осознанности, управления эмоциями, эмпатии и самомотивации. Регрессионный анализ подтвердил статистически значимое влияние каждого из этих компонентов на уровень развития гибких навыков. Проведённое исследование вносит вклад в теоретико-методологическое обоснование эмоционального интеллекта как инструмента развития soft skills и предоставляет практические рекомендации по включению соответствующих тренингов в школьную программу.




