Эмоциональный интеллект как фактор развития гибких навыков старшеклассников

Авторы

  • Н.Ю. Фоминых Российский экономический университет имени Плеханова, Москва, Российская Федерация Автор https://orcid.org/0000-0002-1534-7782
  • А.Е. Мухаметкаиров Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан, Павлодар, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0002-4698-9868
  • А.А. Кудышева Южно-Казахстанский педагогический университет имени Узбекали Жанибекова, Шымкент, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-8897-7497
  • Б.Д. Жигитбекова Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Алматы, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-3060-7359
  • Б.А. Матаев Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан, Павлодар, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0002-0610-5108

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-7-26

Ключевые слова:

гибкие навыки, старшеклассники, мета навыки, успех, корреляция, эмоциональный интеллект, компетенции.

Аннотация

В условиях модернизации образовательной системы и возрастания требований к личностным и профессиональным качествам обучающихся, эмоциональный интеллект становится ключевым фактором формирования гибких навыков (soft skills) у старшеклассников. Целью данного исследования стало выявление взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и развитием гибких компетенций обучающихся старших классов. Научная значимость работы заключается в обосновании роли эмоционального интеллекта как метакомпетенции, способствующей успешному развитию когнитивных, поведенческих и коммуникативных умений, необходимых в учебной и социальной сферах. Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов для организации программ развития эмоционального интеллекта в школьной среде.

Методология исследования включала системный подход, использовались методики Н. Холла, Нюттена, контент-анализ, факторный и регрессионный анализы с применением пакета Statistica 6.0. Эксперимент охватил 40 старшеклассников, разделённых на контрольную и экспериментальную группы. Результаты показали, что у большинства учащихся наблюдается низкий уровень развития эмоционального интеллекта, однако после целенаправленного воздействия в экспериментальной группе отмечается рост всех компонентов EI: осознанности, управления эмоциями, эмпатии и самомотивации. Регрессионный анализ подтвердил статистически значимое влияние каждого из этих компонентов на уровень развития гибких навыков. Проведённое исследование вносит вклад в теоретико-методологическое обоснование эмоционального интеллекта как инструмента развития soft skills и предоставляет практические рекомендации по включению соответствующих тренингов в школьную программу.

Метрики

Загрузка метрик ...

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

2025-06-28

Как цитировать

Эмоциональный интеллект как фактор развития гибких навыков старшеклассников. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 151(2), 7-26. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-7-26

Похожие статьи

1-10 из 28

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.