Интернет-зависимость и здоровьесберегающая грамотность среди студентов вузов: связь с благополучием и академической успеваемостью

Авторы

  • Д.Ф. Мухамедкаримова НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», Караганда, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0002-4207-8618
  • М.М. Умуркулова НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», Караганда, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-8469-6989
  • Р.Т. Алимбаева НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», Караганда, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-6577-1445
  • А.Р. Альгожина НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», Караганда, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-8771-0459

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-27-40

Ключевые слова:

цифровая грамотность в области здоровья, интернет-зависимость, благополучие студентов, академическая успеваемость, социальная адаптивность

Аннотация

Здоровьесберегающая грамотность и цифровое благополучие являются важными составляющими личного и профессионального успеха студентов. В условиях стремительной цифровизации образовательного пространства особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на психическое здоровье, социальную адаптацию и академическую успеваемость.

Настоящее эмпирическое исследование направлено на анализ взаимосвязей между уровнем eHealth-грамотности, интернет-зависимостью, субъективным благополучием и академической успеваемостью студентов.

В исследовании приняли участие 351 студент казахстанских вузов. В качестве диагностических инструментов использовались шкала eHealth Literacy Scale (eHEALS), шкала интернет-зависимости IDS-15, опросник процессов благополучия (WPQ), а также средний академический балл (GPA). Теоретической основой выступила модель DRIVE, отражающая влияние образовательных требований, ресурсов и индивидуальных характеристик.

Статистический анализ (корреляционный, дисперсионный, регрессионный) показал, что eHealth-грамотность положительно связана с благополучием, копинг-стратегиями и успеваемостью, тогда как интернет-зависимость предсказывает академический стресс, когнитивные проблемы и снижение социальной адаптивности. Полученные данные подчёркивают актуальность программ по развитию цифровой грамотности и профилактике интернет-зависимости в университетской среде.

Метрики

Загрузка метрик ...

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

2025-06-28

Как цитировать

Интернет-зависимость и здоровьесберегающая грамотность среди студентов вузов: связь с благополучием и академической успеваемостью. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 151(2), 27-40. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-27-40

Похожие статьи

1-10 из 25

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.