Интернет-зависимость и здоровьесберегающая грамотность среди студентов вузов: связь с благополучием и академической успеваемостью
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-27-40Ключевые слова:
цифровая грамотность в области здоровья, интернет-зависимость, благополучие студентов, академическая успеваемость, социальная адаптивностьАннотация
Здоровьесберегающая грамотность и цифровое благополучие являются важными составляющими личного и профессионального успеха студентов. В условиях стремительной цифровизации образовательного пространства особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на психическое здоровье, социальную адаптацию и академическую успеваемость.
Настоящее эмпирическое исследование направлено на анализ взаимосвязей между уровнем eHealth-грамотности, интернет-зависимостью, субъективным благополучием и академической успеваемостью студентов.
В исследовании приняли участие 351 студент казахстанских вузов. В качестве диагностических инструментов использовались шкала eHealth Literacy Scale (eHEALS), шкала интернет-зависимости IDS-15, опросник процессов благополучия (WPQ), а также средний академический балл (GPA). Теоретической основой выступила модель DRIVE, отражающая влияние образовательных требований, ресурсов и индивидуальных характеристик.
Статистический анализ (корреляционный, дисперсионный, регрессионный) показал, что eHealth-грамотность положительно связана с благополучием, копинг-стратегиями и успеваемостью, тогда как интернет-зависимость предсказывает академический стресс, когнитивные проблемы и снижение социальной адаптивности. Полученные данные подчёркивают актуальность программ по развитию цифровой грамотности и профилактике интернет-зависимости в университетской среде.




