Исследование личностных факторов, влияющих на академическую успешность студентов
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-151-2-158-174Ключевые слова:
студенты, молодежь, академическая успешность, стиль саморегуляции, мотивация учебной деятельности, успеваемость, достижения, эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект, факторы личности.Аннотация
В статье теоретически и экспериментально изучаются личностные факторы, влияющие на академическую успешность студентов высшего учебного заведения (ВУЗ). В статье рассматривается личностный фактор академической успешности, основанный на психологических аспектах саморегуляции, академической мотивации, эмоциональной устойчивости, эмоционального интеллекта и чертах личности, предсказывающих академическую успешность в последних исследованиях в Казахстане, России и за рубежом.
Влияние академической успеваемости студентов на их профессиональное и карьерное развитие связано с важными новыми исследованиями, которые помогают им принимать более обоснованные решения в сложных жизненных ситуациях. Возможность усовершенствовать систему образования открылась за счет выявления факторов, влияющих на успеваемость студентов в процессе обучения в университете. Поэтому актуально, что успешность учебной деятельности студентов определяется психологическим механизмом личностных качеств.
В соответствии с целью исследования в ходе экспериментальной работы с использованием методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУД-М-2013», мотивации учебной деятельности А.А.Реана и В.А.Якунина и пятифакторного личностного опросника (5 ПФК) была сформулирована взаимосвязь мотивации учебной деятельности студентов со стилями саморегуляции и факторами личности на основе коэффициента корреляции Пирсона.
Была выдвинута гипотеза, что взаимосвязь между такими чертами личности, как самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект, экстраверсия, экспрессивность (стремление к новым знаниям) и коммуникабельность (дружелюбие), является предиктором академической успеваемости среди отличных в учебе студентов университетов.




