Визуальные нарративы в обучении психологов: кино как средство формирования профессиональных компетенций

Авторы

  • А.Б. Валиева Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0001-6069-0491
  • А.М. Айтышева Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-1168-4009
  • Г.Т. Урузбаева Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0000-5207-3840

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-152-3-112-126

Ключевые слова:

нарратив, художественный фильм, профессиональные компетенции, эмоциональный интеллект, SEL-технология, медиобразование

Аннотация

В современном психолого-педагогическом образовании возрастает интерес к гуманитарным технологиям, способствующим личностному и профессиональному развитию студентов. Одним из таких средств становится художественное кино, обладающее высоким потенциалом для формирования ключевых профессиональных компетенций будущих психологов. В статье рассматриваются теоретические основания и практические модели использования художественных фильмов в образовательном процессе, включая развитие эмпатии, эмоционального интеллекта, критического и аналитического мышления, этической рефлексии и коммуникативных навыков. Основанием для анализа служат концепции гуманистической и нарративной психологии, а также идеи контекстного обучения. Представлены примеры применения кино в рамках учебных курсов по психологии, а также методика оценки педагогического потенциала фильмов. Рассматриваются особенности кинотренинга и социально-эмотивного обучения, подчеркивается значимость педагогической рефлексии и психологической безопасности при работе с эмоционально насыщенными сюжетами. Обсуждаются возможности интеграции кино в профессиональную подготовку как способа моделирования реальных психологических ситуаций и формирования готовности к консультативной практике. Подчёркивается, что художественный фильм может быть не только образовательным ресурсом, но и инструментом профессиональной помощи. Отмечается важность осознанного выбора фильмов, соответствующих учебным целям и уровню студентов. Исследование актуализирует междисциплинарный подход к подготовке специалистов «помогающих профессий» и подчеркивает ценность кино как средства формирования гуманистически ориентированного профессионала.

Метрики

Загрузка метрик ...

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Как цитировать

Визуальные нарративы в обучении психологов: кино как средство формирования профессиональных компетенций. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 152(3), 112-126. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-152-3-112-126

Похожие статьи

1-10 из 27

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.