Изучение профессиональной деформации и адаптивных стратегий к преодолению трудностей у специалистов психологической службы
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-152-3-222-240Ключевые слова:
психологическая служба; профессиональная деформация; дистресс; адаптивные стратегии; копинг; профилактика профессиональной деформации; профессиональное благополучиеАннотация
В данной статье анализируется проблема профессиональной деформации у специалистов психологической службы и изучение адаптивного копинга, который помогает справляться с трудностями на работе. Объектом исследования являются психологические явления, возникающие в процессе профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере психологической службы, в том числе процесс профессиональной деформации. В исследовании приняли участие психологи и дефектологи, логопеды, работающие в общеобразовательных и специальных организациях, студенты высшего учебного заведения по образовательной программе «Психология». В проведении эмпирического исследования использовался опросник «Способы совладающего поведения» (авторы: R. Lazarus, S. Folkman, Ways of Coping Questionnaire, WCQ), который был направлен на выявление способов преодоления трудностей, копинг-стратегий личности в различных областях психологической деятельности. Проведено сравнение взаимосвязей между копинг-стратегиями участников по возрасту и стажу, при этом основным приоритетом были связи, полученные по стажу. Для обработки полученных данных проведен корреляционный анализ на основе методов расчета коэффициента корреляции Спирмена, «множественной регрессии» (multiple regression), «факторного анализа» (factor analysis). В качестве дополнительной процедуры проверки надежности исследования рассчитан коэффициент Cronbach’s Alpha.
Результаты показали наличие адаптивных копинг-стратегий, способствующих профессиональной адаптации и преодолению стресса. Проведённое исследование позволило разработать и обосновать инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации специалистов, работающих в учреждениях специального (коррекционного) и инклюзивного образования. Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть практически реализованы в системе психопрофилактической и организационно-психологической поддержки специалиста.




