Психологические особенности критического мышления и инструменты измерения эмоционального интеллекта подростков

Авторы

  • Ж.М. Молбасынова Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0002-3170-6220
  • Н.К. Токсанбаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0002-7026-7902
  • А.Т. Мамекова Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Талдыкорган, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-5772-5588
  • С.С. Онгарбаева Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Талдыкорган, Казахстан Автор

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-34-48

Ключевые слова:

критическое мышление, эмоциональный интеллект, подростковый возраст, диагностические исследования, психическая структура критического мышления, преемственность новых знаний, процесс развития уровня эмоционального интеллекта, убедительные доказательства.

Аннотация

В статье рассмотрена проблема теоретико-методологических и научно-методических основ измерения уровня эмоционального интеллекта подростков посредством  психологических особенностей критического мышления одного из «10 востребованных навыков» на рынке труда. В рамках осуществления цели исследования,  в результате обзора философских, психолого-педагогических, социологических трудов данная проблема прояснила, что критическое мышление в теоретико-методологических концепциях является инструментом уровня развития эмоционального интеллекта подростков.

В ходе исследования была разработана психологическая структура критического мышления,  уточнен процесс уровня развития эмоционального интеллекта, сформирован ряд новых идей на основе доводов в достижении поставленной цели посредством психологических особенностей критического мышления подростка.

Произведен  отбор методов диагностики инструментов  измерения эмоционального интеллекта средствами  психологических особенностей критического мышления подростков, дана его характеристика.

В ходе проведенного опытно-экспериментального исследования были выявлены уровни эмоционального интеллекта подростков на основе методики  Н. Холла, использованы  анкеты эмоционального интеллекта Эмина (Люсина), методики А. Меграбяна и Н.Эпштейна  «шкала эмоционального отклика» и методики Дж.Барретта «критический анализ».

В результате опытно-экспериментальной работы получены следующие результаты: возрастало стремление к успешному получению знаний, усиливалось стремление к совершенствованию деятельности критического мышления в учебно-воспитательной среде, а  диагностические инструменты, применяемые для регулирования собственных эмоций, доказывали, что выверенная психологическая структура критического мышления и структруированный процесс  развития эмоционального состояния приводит подростка к принятию оптимальных решений для регулирования собственных эмоций в совершенствовании деятельности критического мышления в учебно-воспитательной среде.

Опубликован

2025-03-28

Как цитировать

Психологические особенности критического мышления и инструменты измерения эмоционального интеллекта подростков. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 150(1), 34-48. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-34-48

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.