Психологические особенности критического мышления и инструменты измерения эмоционального интеллекта подростков
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-34-48Ключевые слова:
критическое мышление, эмоциональный интеллект, подростковый возраст, диагностические исследования, психическая структура критического мышления, преемственность новых знаний, процесс развития уровня эмоционального интеллекта, убедительные доказательства.Аннотация
В статье рассмотрена проблема теоретико-методологических и научно-методических основ измерения уровня эмоционального интеллекта подростков посредством психологических особенностей критического мышления одного из «10 востребованных навыков» на рынке труда. В рамках осуществления цели исследования, в результате обзора философских, психолого-педагогических, социологических трудов данная проблема прояснила, что критическое мышление в теоретико-методологических концепциях является инструментом уровня развития эмоционального интеллекта подростков.
В ходе исследования была разработана психологическая структура критического мышления, уточнен процесс уровня развития эмоционального интеллекта, сформирован ряд новых идей на основе доводов в достижении поставленной цели посредством психологических особенностей критического мышления подростка.
Произведен отбор методов диагностики инструментов измерения эмоционального интеллекта средствами психологических особенностей критического мышления подростков, дана его характеристика.
В ходе проведенного опытно-экспериментального исследования были выявлены уровни эмоционального интеллекта подростков на основе методики Н. Холла, использованы анкеты эмоционального интеллекта Эмина (Люсина), методики А. Меграбяна и Н.Эпштейна «шкала эмоционального отклика» и методики Дж.Барретта «критический анализ».
В результате опытно-экспериментальной работы получены следующие результаты: возрастало стремление к успешному получению знаний, усиливалось стремление к совершенствованию деятельности критического мышления в учебно-воспитательной среде, а диагностические инструменты, применяемые для регулирования собственных эмоций, доказывали, что выверенная психологическая структура критического мышления и структруированный процесс развития эмоционального состояния приводит подростка к принятию оптимальных решений для регулирования собственных эмоций в совершенствовании деятельности критического мышления в учебно-воспитательной среде.