К вопросу о структуре и элементах цифровой компетентности современного психолога в условиях цифровой социализации
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-104-120Ключевые слова:
цифровая компетентность психолога; базовая цифровая компетенция; личностная компетенция психолога; профессиональная компетенция; цифровая культура.Аннотация
В статье актуализируется проблема цифровизации всех аспектов жизнедеятельности современного поколения людей. В этой связи возникающие новые проблемы становления и развития личности в условиях цифровой социализации требуют от современных психологов наличия цифровой компетентности. Цифровая компетентность психолога рассматривается как сложное, многомерное образование, являющееся профессионально-важным для успешной психологической деятельности. Проанализированы различные подходы к пониманию цифровой компетентности современного психолога в рамках модели Европейского союза, а таких зарубежных и отечественных ученых таких как C.M. Weisenmuller, J.L. Luzier, P.A. Alexander, K. Subrahmanyam, B. Renukarya, P. Misha, M.J. Koehler, C. Greenhow, Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, О.В. Дудина, Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, А.С. Иргалиев, Г.К. Шолпанкулова, М. Ермекова и др. По итогам научно-методологического анализа, авторами представлено авторское определения понятия цифровая компетентность психолога рассматриваемая как совокупность базовых цифровых компетенций, личностных компетенции, профессиональных компетенций и основ цифровой культуры. В структуре цифровой компетентности психолога выделены такие элементы как: базовая цифровая компетенция, включающая цифровую грамотность, навыки цифровой коммуникации, цифровой безопасности и потребления; личностно-цифровая компетенция психолога, основана на ориентированности на результат, коммуникативности и клиентоцентрированности, креативности и эмоциональном интеллекте, критичности мышления; профессионально-цифровая компетенция, объединяющая навыки управления собственным цифровым развитием, опыт организации цифрового развития и применения различных цифровых технологий; основы культуры взаимодействия в цифровой среде (навыки цифровой аффилиации, цифрового мышления и гибкости, опыт успешного цифрового взаимодействия).