Профилактика буллинга среди подростков: разработка и апробация тренинговой программы

Авторы

  • Г.Х. Ганиева Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-7385-8268
  • С.В. Карагулакова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0000-7885-9833
  • Т. Болатбеккызы Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0003-8588-4182
  • К.В. Дроздецкая Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0000-9319-1050
  • А.В. Кравченко Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0004-3783-7557
  • У.Л. Ростовщикова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0003-2068-1384
  • А.С. Кунаков Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0000-4249-0755
  • Л.С. Кулжабаева Астанинский институт интегративной и семейной психологии, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-3522-5659

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-63-88

Ключевые слова:

буллинг, буллинг-структура, профилактика буллинга, тренинговая программа, эмоциональная регуляция.

Аннотация

Проблема буллинга среди подростков, возникающая в условиях общеобразовательной школы обуславливают важную потребность в разработке программ, оказывающих поддержку социальной жизни подростка. Настоящее исследование отражает изучение социальной структуры подросткового коллектива. Для диагностики использовалась методика «Буллинг-структура» (Норкина Е. Г.), позволившая выявить роли и позиции учащихся в рамках конфликта, а также определить группы риска. На основе полученных данных разработана и апробирована тренинговая программа, направленная на профилактику и снижение уровня буллинга. Программа включает такие ключевые направления работы, как управление эмоциями, преодоление тревожных состояний, коррекция агрессивного поведения, развитие навыков самооценки и самопринятия, а также формирование позитивных межличностных взаимодействий. Особое внимание было уделено работе с родителями и учителями, которые играют ключевую роль в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций. Родителям предоставлена информация о причинах и последствиях буллинга, а также практические рекомендации по поддержке детей. Учителя, в свою очередь, обучены методам выявления и профилактики буллинга, а также эффективным стратегиям взаимодействия с учащимися. Эмпирическое исследование выявило снижение уровня агрессии и конфликта среди подростков, улучшение психологического климата в коллективе, а также укрепление сплочённости учеников. Обнаруженные закономерности демонстрируют практическую значимость и могут быть рекомендованы для применения в образовательных учреждениях с необходимой модификацией исходя из специфических особенностей целевой группы для формирования благоприятной социальной среды и гармонизации отношений в подростковых коллективах.

Загрузки

Опубликован

2025-03-28

Как цитировать

Профилактика буллинга среди подростков: разработка и апробация тренинговой программы. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 150(1), 63-88. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-63-88

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.