О формировании социальной компетентности детей-сирот

Авторы

  • Б.М. Жапарова Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана, Павлодар, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0009-0504-6108
  • Д.Ж. Шнайдер Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-8134-3897
  • А.Н. Ахмульдинова Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана, Павлодар, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-4106-5882
  • Ф.Д. Шнайдер Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0009-0003-7227-828X
  • А.С. Мамбеталина Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-4158-8368

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-89-103

Ключевые слова:

формирование, социализация, детский дом, дети-сироты, модель, социальная компетентность.

Аннотация

В статье обоснован процесс формирования социальной компетентности детей-сирот. Уточнена сущность понятия «социальная компетентность детей-сирот». Выявлены критериальные оценки формирования социальной компетентности детей-сирот, такие, как профессиональные намерения – осознанное отношение детей-сирот к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. Профессиональное намерение включает принятие детьми-сиротами решения; бытовая культура – отношения детей-сирот в повседневной жизнедеятельности, гигиену, культуру потребления, эстетику внешнего вида, одежды, жилища и предметов интерьера, желание заниматься домашним бытовым трудом, умение детей-сирот критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность; коммуникативная культура – это единство личностных и социальных ценностей, побуждающих детей-сирот к взаимодействию и общению в социуме; культура здорового образа жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек детей-сирот, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Разработаны методы их диагностики. Разработана и внедрена в педагогическую практику детского дома Модель формирования социальной компетентности детей-сирот, включающая целевой, содержательный, результативный компоненты; на основе Модели формирования социальной компетентности детей-сирот создана программа по социализации детей-сирот «Формирование социальной компетентности детей-сирот». В процессе исследования особенностей социализации детей-сирот в детском доме, доказана эффективность разработанной Модели формирования социальной компетентности детей-сирот. Результаты исследования рекомендуются для практического использования в детских домах в процессе социализации детей-сирот.

Опубликован

2025-04-24

Как цитировать

О формировании социальной компетентности детей-сирот. (2025). Psychology and Cognitive Sciences , 150(1), 89-103. https://doi.org/10.32523/3080-1893-2025-150-1-89-103

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.